Информатика -продвинутый курс



         

ПРЕДИСЛОВИЕ


Около трех с половиной десятилетии минуло с тех пор, как в педвузах введено в качестве учебной дисциплины программирование для ЭВМ.

За все это время педвузовские кафедры программирования и вычислительной математики, как и образованные позднее на их основе кафедры информатики и вычислительной техники, не были избалованы своевременным появлением специальных учебных изданий. При колоссальной скорости изменений в самом предмете, всегда существенно превышавшей скорость центральных издательских механизмов, специально ориентированные на программы педвузов книги выходили не чаще, чем раз в десятилетие - едва ли не соразмерно скорости смены поколений ЭВМ. Если к этому добавить непреходящую особенность книг о компьютерах и программах к ним устаревать еще в типографии, то можно с грустью утверждать, что нормальных учебников по Computer Science для педвузов пока - увы! - так и не было. И можно ли считать утешением тот безрадостный факт, что уровень компьютерного обеспечения большинства педвузов обычно с трудом «дотягивал» до содержания полуотсталых учебных пособий?

В наши дни многое изменилось. Во-первых, на месте узкого учебного курса программирования в учебных планах педвузов давно уже обосновался куда более обширный и многоаспектный учебный предмет «Информатика». Да и положение с источниками, конечно, стало другим - полки книжных торговцев сегодня ломятся от изданий по информатике.

Однако преподавателю (а более всего студенту) специальная учебная книга, содержание и направленность которой отвечают заданному учебному плану и программе (или, как сейчас говорят, стандарту образования), все-таки очень нужна. Сделать такую книгу непросто: с одной стороны - пугающая широта и вечная необустроенность предмета информатики, а с другой - динамичность, неуспокоенность самих стандартов педобразования, равно как и школьных стандартов, которые тоже именно сейчас находятся в состоянии активного переосмысления. Эти взаимосвязанные предпосылки достаточно долгое время оставляли мало надежд на то, что найдутся отважные авторы (преисполненные профессионального долга, а вовсе не амбициозного желания прославиться), которые возьмутся за такую работу и сделают ее. Те, кто держит в руках эту книгу, могут убедиться, что за дело взялись наиболее авторитетные и хорошо известные в кругу педагогов-информатиков ученые. Мне же приятно осознавать, что с этими замечательными людьми и специалистами нас не один год связывало Учебно-методическое объединение педагогических учебных заведений России по информатизации образования, в котором и родилась инициатива написания этого учебного пособия.

М. П. Лапчик, Действительный член

 

Академии информатизации

образования, профессор




Содержание    Вперед